Шульгинов заявил о бензине «дороже на 15 рублей» без механизма демпфера

0
120

Министр энергетики заявил, что, несмотря на критику, механизм показал свою эффективность и сыграл роль в сдерживании внутренних цен на топливо. Иначе они были бы сейчас ощутимо выше, отметил Шульгинов

Шульгинов заявил о бензине «дороже на 15 рублей» без механизма демпфера

Еслибы в России не применялся механизм топливного демпфера, литр бензина стоилбы на 15 руб. дороже, заявил министр энергетики Николай Шульгинов в интервью «Коммерсанту».

«Кто только не ругает демпфер —то производители, то розничные продавцы.Но механизм работает, он свою роль сыграл и показал свою эффективность. Еслибы не было демпфера, по нашим оценкам, бензин былбы дороже рублей на 15»,— пояснил глава Минэнерго.

Шульгиновподчеркнул, что механизм демпфера нельзя «просто так корректировать», нужно понимать, для чего это делается. «Но в случае необходимости корректировки могут обсуждаться»,— добавил он. При этом министр отметил, что сейчас глобальные изменения этого механизма не обсуждаются.

Главу Минэнерготакже спросили, почему его ведомство отказалось от запрета на экспорт бензина во время августовского роста цен. В ответ тотпояснил, что благодаря работе министерства совместно с компаниями и ФАС удалось стабилизировать ситуацию. Тогда ежедневно давались рекомендации по поставкам каждого НПЗ.

«Мы работаем с компаниями и даем рекомендации. Эти рекомендации, в том числе по снижению экспорта, были выполнены, хоть запрет на экспорт формально не вводили»,— сказалминистр.

Механизм демпфера был приведен в действие в 2019 году для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке. По его условиям, при высоких экспортных ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, при низких— платят в бюджет.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Безработица впервые в истории России опустилась ниже 3%

Отменить демпферный механизм неоднократно предлагал Независимый топливный союз (НТС). В мае 2020 года тамзаявили, что из-за демпфера нефтеперерабатывающие предприятия понесли убытки. Через год, в марте 2021-го, НТСуказал на рост биржевых и вслед за ними розничных цен на топливо (за три с половиной месяца на 18,5%, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи). В союзе утверждали, что это произошло из-за планового повышения акцизов на бензин и дизельное топливо, а также из-за увеличения параметров формулы расчета демпфирующих надбавок к возвратному акцизу на эти виды топлива.

Тойже весной эксперты VYGON Consulting посчитали, что отмена демпфера резко повысит волатильность на топливном рынке. В результате розничная цена литра бензина может как вырасти, так и упасть на 5 руб.

«Еслибы розничные цены в России формировались на рыночных условиях в зависимости от мировых цен, то цена на бензин в нынешних условиях моглабы быть на 5–6 руб. за литр выше текущей. Благодаряже демпферу изменение цен в рознице держится в рамках инфляции, а в 2020 году, к примеру, было гораздо ниже ее (рост цен на 2,5% против инфляции в 4,9%)»,— утверждали тогда в Минэнерго.