Власти решили «трансформировать» инвестрежим для привлечения ₽14 трлн

0
235

Правительство и крупный бизнес обсудили план корректировки механизма СЗПК. Программа модернизации режима, запущенного для привлечения ₽14 трлн инвестиций, состоит из восьми пунктов

Власти решили «трансформировать» инвестрежим для привлечения ₽14 трлн

Правительство намерено скорректировать закон о СЗПК (соглашений о защите и поощрении капиталовложений) с учетом изменившейся конъюнктуры. Программа модернизации инвестиционного режима обсуждалась в среду, 15 декабря, на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова, рассказали РБК три участника этого совещания. Режим, предлагающий защиту капиталовложений при реализации инвестпроектов, был запущен в пилотном режиме в 2020 году. Однако с апреля этого года на фоне подготовки нормативной базы новые соглашения не заключались.

Что такое СЗПК

Режим СЗПК был согласован в 2020 году и скорректирован летом 2021 года. Он распространяется на проекты в различных областях экономики, кроме игорного бизнеса, добычи нефти и газа, табачной и алкогольной сферы, торговли и строительства торговых и бизнес-центров, а также жилья (исключая комплексные проекты развития территорий). СЗПК гарантирует, что на заключивших соглашения инвесторов не будут распространяться никакие акты, ухудшающие условия реализации инвестпроектов, так называемая стабилизационная оговорка. Одновременно предусмотрен механизм компенсации затрат на создаваемую в рамках инвестпроектов инфраструктуру как за счет государственных субсидий, так и за счет налогового вычета. Под компенсацию также теперь попадают проценты по кредитам и займам, купонный доход по облигациям, затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, а также на демонтаж жилых объектов военных городков. На заключение СЗПК с Российской Федерацией в общем случае могут претендовать проекты от 5 млрд руб., но для ряда отраслей планка снижена: минимальная— 250 млн руб.— установлена для проектов в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта.

До апреля 2021 года было заключено 36 СЗПК на 1,3 трлн руб. До 2024 года планируется заключить не менее тысячи СЗПК на 14 трлн руб. инвестиций, говорил ранее Белоусов.

«План модернизации механизма СЗПК, состоящий из восьми пунктов, озвучил первый вице-премьер Андрей Белоусов на совещании с участием министра финансов Антона Силуанова, министра экономического развития Максима Решетникова и представителей бизнеса»,— пересказали РБК два источника, участвовавших в совещании. В аппарате Белоусова подтвердили, что совещание прошло, но отказались от дополнительных комментариев.

В ближайшей перспективе будет проводиться работа по оценке планируемых к возмещению затрат в рамках заключенных к настоящему моменту соглашений, включая оценку планируемых налоговых поступлений в бюджеты, сообщили РБК в пресс-службе Минфина. По итогам этой работы будут рассматриваться «предложения по целесообразности и необходимости последующих корректировок данного механизма», указали там.

Белоусов на совещании сказал, что речь не идет о пересмотре прежних договоренностей и уже утвержденных проектов, а принятие новых правил планируется в весеннюю сессию Госдумы. Правительство проработает параметры обновленного режима в течение четырех месяцев, для чего будет создана рабочая группа, в которую войдут представители бизнеса, профильных ведомств, ФНС, главы регионов, а также представители двух профильных комитетов Госдумы. Заседания группы будут проходить раз в две недели, говорит источник РБК. Белоусов также сообщил, что функцию уполномоченной организации по сопровождению СЗПК планируется передать ВЭБу, по крайней мере пока. Власти не отказываются от принципа множественности при анализе проектов, это будет прорабатываться, отметил он. Оператором ГИС «Капиталовложения» по СЗПК может стать ФНС.

Как планируют изменить режим СЗПК

Андрей Белоусов, по словам участников совещания, назвал восемь пунктов, которые должны стать основой трансформации СЗПК.

В частности:

    предлагается установить права регионов в согласовании и реализации инвестиционных проектов на местах. В существующей системе СЗПК региональные власти не имеют влияния на проект; под видом СЗПК не должны перезапускаться старые проекты, которые ранее реализовались без льгот; уполномоченный федеральный орган исполнительной власти должен нести ответственность за верификацию и фиксацию требований к проекту с точки зрения соответствия законодательству и поправкам к закону о СЗПК; нужно прописать особенности одновременного использования СЗПК и других преференциальных режимов; Белоусов обратил внимание на отсутствие нормы о возможности заключения мирового соглашения, предусматривающего предоставление господдержки относительно заключенных СЗПК. Кроме мирового соглашения речь может идти о введении механизма досудебного разрешения споров, рассказал источник РБК; особенно важно, пересказал он позицию Белоусова, предусмотреть условия выполнения соглашений в случае экономических форс-мажоров. В жестких правовых конструкциях сделаны оговорки на случай резкого изменения условий функционирования правовых систем, которые позволяют эти нормы не применять, например в случае резкого нарушения платежного баланса или разбалансировки рынков. В СЗПК такого нет. В пример Белоусов привел соглашение с «ФосАгро» на фоне возникшей угрозы разбалансировки рынка азотсодержащих удобрений, говорит источник РБК. Правительству пришлось вводить экспортные квоты, а такие запретительные меры противоречат СЗПК; нужен закрытый и закрепленный перечень условий стабилизационных оговорок и компенсаций. По оценке Белоусова, такие нормы действуют и сейчас, но анализ соглашений показывает, что в соглашениях они прописаны расплывчато; в связи с глобальным энергопереходом (цели по достижению углеродной нейтральности в ряде ведущих экономик мира) встает вопрос о введении дополнительных стимулов и опций для компаний по внедрению наилучших доступных технологий. Первый вице-премьер добавил, что соглашения по заявленным проектам, которые будут соответствовать новым параметрам режима СЗПК, будут оформлять с учетом их прежних сроков, заключил источник РБК.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В Минэке рассказали о сходстве русских САРов с Гонконгом и Джерси

Министр финансов Антон Силуанов также заявил о расплывчатости некоторых положений действующего механизма СЗПК. В пример он привел формулировку, запрещающую государству ухудшать условия предпринимательской деятельности или не допускать ухудшения финансовых показателей проекта. «Не возражаю против набора налогов, которые стабилизируют, или условий возмещения затрат по инфраструктуре, но некоторые налоги получают субъекты. Вопрос: что будет субъект делать с выпадающими поступлениями?»— пересказал слова Силуанова источник РБК.

Минэкономразвития на совещании выступило за возобновление механизма СЗПК, «так как это один из реально востребованных инвестиционных механизмов, который должен усилить нам экономический рост, запустить инвестиционный цикл», пересказал позицию ведомства источник РБК.

Предложения бизнеса

По данным источников РБК, Минфин, Минэкономразвития и крупный бизнес концептуально поддержали планы по трансформации режима. «Среди направлений для работы— уточнение формулировок в канве закона о СЗПК, стимулирование компаний для ускорения энергоперехода и наделение регионов правами в согласовании инвестпроектов»,— сказал один из источников. РБК направил запросы в Минфин, Минэкономразвития и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).

Участвовавший в совещании владелец «Новапорта» Роман Троценко (его цитаты передали источники РБК) заявил о риске, связанном с отказом регионов от реализации проектов СЗПК на своей территории. Каждый СЗПК, который подписан, должен проходить подтверждение законодательного собрания субъектов, уверен Троценко. По его словам, сейчас некоторые регионы опасаются, что при реализации проектов СЗПК их бюджеты на будущий период оставят без существенной части налоговых поступлений. Троценко также выступил против попыток включить в СЗПК в том числе оговорки по тарифам естественных монополий. «У нас для этого есть ФАС. Мы предлагаем эту часть вообще убрать, потому что потом будут недобросовестно пользоваться оговоркой»,— подчеркнул он.

Глава РСПП Александр Шохин не уверен в том, что на проработку поправок в закон о СЗПК хватит четырех месяцев, поскольку речь идет о пересмотре всего механизма, несмотря на сохранение его базовых принципов. В этом случае поправки могут быть «разбиты на транши», пересказал источник РБК позицию Андрея Белоусова. Комментируя предложение об условиях функционирования соглашения о защите капиталовложения в случае разбалансировки рынка, Шохин высказал мнение, что проблема должна решаться через формульные решения, закрепленные в законе о СЗПК. «Если мы сохраним формулы в СЗПК, тогда любая ценовая конъюнктура будет учтена»,— сказал он.

Кроме того, глава РСПП убежден, что ВЭБ стоит наделить полномочиями проводить экспертизу банков, в том числе частных и международных, поскольку «многие проекты реализуются на основе сложившихся практик работы с инвестиционными банками».