Число трудящихся молодых россиян сократилось на 460 тыс. из-за безработицы и демографии За год число работников моложе 30 лет в России уменьшилось почти на полмиллиона человек, следует из данных Росстата. На это в первую очередь влияет демографическая яма 90-х, но вклад внесла и пандемия, говорят эксперты
За год с сентября 2020-го по сентябрь 2021 года число трудящихся россиян в возрасте от 20 до 29 лет— самой работоспособной категории молодежи— сократилось на 460,5 тыс. человек, говорится в исследовании аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza (есть у РБК), основанном на данных Росстата. Общее количество работающих во всех возрастных группах за тотже период увеличилось на 1,84 млн— до 72,3 млн человек.
Помимо молодых, единственной возрастной группой, где за этотже период зафиксировано сокращение численности занятых, являются пожилые работники старше 70 лет (но там сокращение численности гораздо менее заметно— лишь на 24 тыс. человек). РБК проверил приведенные статистические данные по первоисточнику.
Тенденция к сокращению численности молодых работников в России наблюдается с начала 2010-х годов— в это время представители поколения 1980-х стали выбывать из группы 20-29-летних, указали аналитики FinExpertiza, изучив показатели ежеквартально публикуемого обследования рабочей силы Росстата (последнее— за третий квартал 2021 года). С августа 2010 года по сентябрь 2021-го количество занятой молодежи уменьшилось на треть, или почти на 6 млн человек. Сегодняшние работники в возрасте до 30 лет— это немногочисленное поколение родившихся в 1990-е.
За два последних года, по сравнению с сентябрем допандемического 2019 года, численность российских работников в возрасте от 20 до 29 лет уменьшилась более чем на 1,4 млн человек, следует из данных Росстата. Причина убыли молодой рабочей силы— «демографические ямы» XX века, итогом которых в том числе стал кризис рождаемости 1990-х годов, говорят РБК эксперты. Дальше ситуация будет только ухудшаться: в ближайшие десять лет самая активная возрастная группа работников лишится еще нескольких миллионов человек, предупреждают они.
Росстат проводит выборочное обследование рабочей силы с ежемесячной периодичностью, подводя и публикуя итоги раз в квартал. Речь не идет о прямом подсчете занятых в тех или иных возрастных границах. Обследование проходит во всех регионах России и охватывает около 77 тыс. человек от 15 лет и старше (0,06% населения обследуемого возраста). Результаты наблюдения распространяются на всю численность.
К занятым по методологии Росстата причисляются все, кто так или иначе участвует в экономической деятельности за оплату— в формальном или неформальном секторе, по найму или работая на себя.
Пандемия и рынок труда
Во время пандемии негативный тренд на сокращение работников до 30 лет усилился— тысячи молодых людей, занятых в сфере услуг, малом бизнесе и других секторах, особо пострадавших от карантинных ограничений, лишились работы, отмечает FinExpertiza. К этому добавился отток трудовых мигрантов, среди которых велика доля молодежи, говорится в исследовании. Сразуже после начала первого периода нерабочих дней в 2020 году произошло более стремительное по сравнению с другими возрастными группами снижение числа работников в возрасте до 30 лет. Хотя в 2021 году российский рынок труда восстановился до допандемических уровней, работающих молодых людей стало меньше.
Возрастная группа 25–29 лет (11% от общего числа работающих), на которую пришлось основное сокращение занятости,— важная для экономики категория работоспособных молодых специалистов, которые уже успели приобрести трудовой опыт и проходят этап профессионального становления, отмечают исследователи. Их численность за год снизилась на 452,5 тыс. человек. Количествоже работников самой младшей возрастной категории— от 15 до 19 лет— напротив, выросла на 26,8 тыс. человек— на рынок труда стало выходить более многочисленное поколение «нулевых».
Снизившаяся занятость в возрастах до 30 лет отчасти связана и с повышенной молодежной безработицей, говорит президент FinExpertiza Елена Трубникова. Среди причин этого есть объективные— те, кому еще нет или немногим больше 20 лет, еще учатся, и субъективные— молодых специалистов неохотно берут на хорошо оплачиваемую работу из-за нехватки профессионального опыта. Безработица в группе от 15 до 19 лет составляет 27,6%, в группе от 20 до 24 лет— 15,4%. В когорте 25–29 лет она уже уменьшается до 5%, но остается выше, чем в целом по рынку (4,3% в сентябре–ноябре).
«Многие вчерашние студенты и начинающие специалисты оказываются в своеобразной западне. С одной стороны, поначалу им недостает квалификации, чтобы конкурировать за по-настоящему перспективные вакансии. Зачастую молодые специалисты вынуждены трудиться за низкую зарплату, и их доходы позволяют лишь поддерживать текущее потребление, а смена работы в пределах родного региона не всегда сулит качественные изменения»,— отмечает Трубникова.
В последнее время молодежь более охотно идет в училища и колледжи, чтобы потом иметь возможность поступить в университет без экзаменов, обращает внимание на еще один фактор профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. «А это отдаляет период активного выхода на рынок труда как минимум на один год. Плюс увеличение количества бюджетных мест в вузах в последние годы также сокращает предложение рабочей силы в молодом возрасте»,— указывает он.
Демографическая яма
Демографический провал 1990-х годов был итогом серии катаклизмов и общего тренда на снижение рождаемости на протяжении всего XX века, отмечает глава Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон. «Сначала революция и Гражданская война, затем Великая Отечественная война «выбили» часть молодых людей в своих поколениях, которые погибли. Оставшиеся в живых родили меньше детей. Эхо этих событий наложилось на трудности 1990-х. В итоге в 2020-е годы выходит на рынок труда малочисленное поколение, на котором отразились все эти драматические события»,— говорит он.
По словам эксперта, спад численности занятого молодого населения будет продолжаться до 2035 года. «По нашим оценкам, численность работников в возрасте от 20 до 40 лет к 2030 году по сравнению с 2017 годом сократится на четверть, или примерно на 8 млн человек»,— уточнил ученый.
В Минтруде отмечают, что следующее за нынешними 20-летними молодыми людьми поколение более многочисленно. «В ближайшие 10 лет доля возрастной группы от 15 до 29 лет в общей структуре населения будет расти. Если в 2020 году она составляла 14,3%, или 22,6 млн человек, то, по прогнозам, в 2030 году она увеличится до 17,1%— 25,4 млн человек»,— сообщили РБК в пресс-службе ведомства.
Как указали в Минтруда, задача властей— содействовать вовлечению молодых граждан в рабочую силу, и на ее решение нацелена утвержденная в декабре 2021 года программа содействия молодежной занятости до 2030 года. Один из KPI этой программы— к 2030 году безработица среди 15–29-летних должна снизиться до 5% по сравнению с 10,7% в 2020 году.
По словам Сафонова, в России, как ни в одной другой из европейских стран, высок потенциал повышения производительности труда. «Однако на протяжении долгого времени экономика строилась на использовании дешевого труда, а значит, отсутствовала мотивация применения современных технологий. Из-за этого, например, в строительной отрасли производительность в 4 раза ниже, чем в Голландии»,— приводит пример эксперт. «Теперь бизнесу придется в спешном порядке задумываться о модернизации производства, особенно в тех сферах, где требуется молодая рабочая сила и где закрыть кадровые бреши за счет повышения пенсионного возраста не удастся»,— заключил Сафонов.