«Коммерсантъ»: Минфин изучит схемы вывода на экспорт топлива для внутреннего рынка России По данным «Коммерсанта», в последние месяцы трейдеры стали активно заниматься экспортом топлива, предназначенного для внутреннего рынка. Минфин намерен запретить экспорт топлива, за поставки которого бюджет уже выплатил демпфер Минфин может принять меры о запрете экспорта бензина и дизтоплива, за поставки которого бюджет уже доплатил НПЗ субсидии по демпферу, сообщили «Коммерсанту» в министерстве. «Эта ситуация возможна, когда выплата по демпферу превышает сумму акциза по дизельному топливу или бензину. Мы изучим вопрос, оценим экономику поставок на экспорт при приобретении топлива на внутреннем рынке с акцизом в июне—июле и определимся с необходимостью принятия мер. Пока о таких случаях нам не известно»,— сообщили в Минфине. По словам собеседников газеты на рынке, в последние месяцы трейдеры стали активно заниматься покупкой топлива на внутреннем рынке для продажи на экспорт. В обычной ситуации это невыгодно, поскольку трейдерам приходилосьбы покупать топливо по внутренней цене, в которой заложены акциз (при экспорте не уплачивается) и НДС (при экспорте его компенсируют). Однако после начала спецоперации на Украине российские компании столкнулись с проблемами при экспорте нефти и нефтепродуктов, а в стране возник значительный профицит бензина, указывает «Коммерсантъ». По данным Reuters, средняя оптовая цена бензина в России в последние месяцы даже с учетом НДС была примерно на $500 за 1 т ниже мировых котировок, тогда как в январе—феврале разрыв составлял $100–200 за 1 т. На экономику экспорта также серьезно влияет демпфер— выплаты, которые компенсируют НПЗ бóльшую часть разницы между ценой внутреннего рынка и экспортной альтернативой. Сейчас российская нефтекомпания, чтобы продать топливо на экспорт, должна предложить покупателю скидку к экспортной котировке, но демпфер получает исходя из этой котировкибез скидки. По словам собеседников газеты, это обуславливает интерес к экспорту трейдеров, связанных с крупными производителями топлива. В первом полугодии выплаты нефтекомпаниям по демпферу составили 1,4 трлн руб. Читайте на РБК Pro Pro Пять упражнений для красивой осанки Инструкции Pro Почему не работают методы оценки состояния экономики — Fast Company Статьи Pro Русский авось: как изменился риск-менеджмент крупнейших компаний России Статьи Pro Как государства по всему миру изымают сверхдоходы у нефтяников Статьи Pro Что такое циркадные ритмы и как они помогут стать продуктивнее Статьи Pro Главное — не дойти до Abibas: каким должен быть импортозамещающий бренд Статьи Pro Почему в Европе нет таких ярких логотипов, как Сoca-Cola Статьи Pro Почему облигации остались «тихой гаванью» на фоне обвала рынков Статьи В ФАС сообщили «Коммерсанту», что направили в правительство предложения по сдерживанию стоимости бензина и дизтоплива. В том числе предлагается принять меры, «направленные на прекращение вывоза топлива при наличии спроса» внутри России. Для сдерживания роста цен на зимнее дизтопливо ФАС предлагает изменить расчет демпфера, считая его по-разному в летний и зимний периоды. Служба также считает нужным в демпфере на дизтопливо сократить с 20до 10% коридор, в котором оптовая цена может отклоняться от индикативной, зафиксированной в Налоговом кодексе (при большем отклонении демпфер обнуляется). Одновременно в ФАС хотят увеличить нормативы по продаже топлива на бирже и рекомендовать нефтяникам восстановить объемы продаж до уровня начала июля— 40 тыс. тбензина и 51 тыс. тдизтоплива в день. Механизм демпфера был приведен в действие в 2019 году для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке. По его условиям, при высоких экспортных ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, при низких — платят в бюджет.
В формуле демпфера заложена индикативная цена на бензин и дизтопливо— оптовая цена, которую устанавливает правительство, от нее зависит уровень компенсации нефтяникам.
С конца февраля западные страны ввели против России несколько пакетов санкций, которые коснулись в том числе энергетического сектора. Евросоюз, в частности, ввел запреты на осуществление новых инвестиций в российский энергетический сектор, на поставки европейского оборудования для энергетической отрасли, а такжена экспорт российских угля и нефтепродуктов.
В прошлом году страны Евросоюза импортировали российские сырую нефти и нефтепродукты на €70,8 млрд (на €48,3 млрд и €22,6 млрд соответственно). Общий импорт этих продуктов в Евросоюз составил €251,6 млрд, то есть Россия обеспечила в нем более 28%, следует из базы данных Eurostat.
Кроме того, лидеры G7 в конце июня предложили ввести предельные цены на российскую нефть. Таким образом страны «Большой семерки» хотят снизить доход Москвы от продажи нефти. Премьер-министр Японии Фумио Кисида пояснял, что G7 создаст механизм, в рамках которого верхний порог составит примерно половину нынешней цены. Bloomberg писал, что Вашингтон с союзниками обсуждали лимит на уровне $40–60.
На фоне предложений по ограничению цен и антироссийских санкцийнефть марки Brent уже несколько месяцев торгуетсяв районе 100$ за баррель. Банк России 9 августа сообщил, что профицит текущего счета в январе—июле достиг $167 млрд (это рекордный уровень), в 3,3 раза больше, чем за тотже период годом ранее. Хотя Федеральная таможенная служба и ЦБ приостановили публикацию данных об экспорте (включая экспорт нефти), экономисты связывают рекордный профицит торгового баланса с повышенной выручкой от экспорта углеводородов при сократившемся в целом импорте.
Авторы Теги