Прогноз по рискам закрытия полётов в Турцию в связи с заявлением компании Havaş, обслуживающей самолеты в аэропортах Турции, озвучили российские туроператоры. Как оценили эксперты АТОР, в первую очередь, если ограничения случатся, в зоне риска окажется «Аэрофлот», хотя и у него есть уже подходящие выставленным условиям борта. Кроме того, проблема может снова обострить вопрос российско-турецких квот на перевозку — как это случилось вскоре после «авиасанкций». Однако эксперты уверены — критических последствий для авиаперевозки этим летом быть не должно.
Напомним, компания Havaş, обслуживающая самолеты в аэропортах Турции, предупредила россиян — а также белорусов и иранцев — что обслуживание «Боингов» может попасть под санкции в связи с американскими заявлениями. Всего под угрозой находятся около 170 Boeing российских авиакомпаний, в том числе «Аэрофлот», его «дочки» «Россия» и «Победа», S7, Utair, «Уральские авиалинии», а также все туроператорские перевозчики, т. е. Azur Air, I Fly, Pegas Fly, Red Wings, Nordwind и «Ямал». Подробности читайте здесь.
Отметим, что Havaş работает в 90 аэропортах в 29 странах, в том числе обслуживает самолеты в аэропортах Стамбула, Анкары, Антальи и др. Основная причина — ограничения Минторга США, введенные еще весной 2022 года. «Предоставление услуг по обслуживанию самолетов, направляющихся в Россию и Белоруссию и собранных более чем на 25% с применением технологий американского происхождения, является нарушением норм экспортного регулирования (Export Administration Regulations, EAR) США, если такой самолет эксплуатируется авиакомпанией, против которой в США выпущен приказ о временном отказе в обслуживании», — говорится в письме. Подробности читайте здесь.
Как уверяют эксперты АТОР, ограничения, даже если случатся, могут иметь наибольшее влияние на рейсы группы «Аэрофлот», так как в основном в список попали именно его самолёты. Однако у нацперевозчика есть борты, подходящие и под условия турецкого партнера — как заявляет АТОР, «Аэрофлот» вывел из бермудского реестра и эксплуатирует на международных линиях 8 широкофюзеляжных Airbus A-330, а также несколько A320/321. Кроме того, добавляют эксперты, есть возможность и воспользоваться формальностями — так как «посчитать все детали в самолетах сложно, и в конце концов, можно и ошибиться».
Что касается остальных перевозчиков, то «Россия», Red Wings и «Азимут» эксплуатируют SSJ-100, обладающие минимальным риском попасть под заявленные санкции. Также значительный объем туроператорской перевозки в Турцию ещё со времён мартовских авиасанкций осуществляют турки — т. е. Turkish Airlines, Corendon, Pegasus и Southwind. Наконец, как добавляют эксперты рынка, и Havaş — не единственная на рынке компания, можно сменить обслуживание на её конкурентов. Однако если вспомнить ситуацию с отказами турецких банков от обслуживания карт «МИР» последнее — довод сомнительный, как правило, если на угрозы Штатов реагирует одна компания, к ней «пристраиваются» и все альтернативные.
При этом эксперты от АТОР отмечают, что в сохранении объёмов перевозки заинтересованы и Турция и Россия. В летний период выполнялось до 750 рейсов в неделю между российскими и турецкими городами. При этом некоторые эксперты связали турецкое предупреждение с приближающейся датой рассмотрения возможности увеличения квот на выполнение полетов между Россией и Турцией.
«Сейчас, согласно межправительственному соглашению в неделю на паритетной основе между Россией и Турцией может выполняться до 118 рейсов. В высокий туристический сезон, в связи с взаимным экономическим интересом, правительства отдельно договариваются об увеличении частоты полетов для чартерных рейсов», — отметили эксперты. Также они напомнили, что в начале сезона, которое ещё лихорадило из-за «авиасанкций», турецкие авиакомпании получили в рамках этих дополнительных квот больше частот. Это с одной стороны позволило туристам отправиться на отдых, с другой «вызвало активное недовольство авиационных властей, однозначно настаивающих на необходимости «строгого паритета».
Если Турция попытается воспользоваться ситуацией — проблема неминуема — уверены эксперты. «Если Турция перейдет от слов к делу и перестанет обслуживать часть российских рейсов (например, заправлять их топливом), то авиавласти РФ не спустят эту ситуацию «на тормозах». И тоже не станут рассматривать увеличение квоты для турецких авиакомпаний», — отметили в АТОР. То есть, если турки перестанут обслуживать российские самолёты, то занять места российских перевозчиков турецким российские власти тоже не дадут. «Ни турецкие, ни российские перевозчики ничего не выиграют от такого положения вещей – российские авиавласти точно не будут расширять квоту для турецких партнеров без возможности для российских авиакомпаний летать в эту страну», — отметили в АТОР. А крайними окажутся туристы — причём в первую очередь пострадает более-менее доступный сегмент туров.
В целом в АТОР уверены, что в этом случае властям Турции придется вмешаться в ситуацию с коммерческими отношениями турецких хэндлеров и российских авиакомпаний. «Когда это необходимо в интересах страны (а туризм из России – вопрос стратегической важности), турецкое правительство оказывает влияние на частный бизнес, и весьма успешно», — успокаивают в АТОР.
Для тех, кому важен здоровый образ жизни, рекомендуем прочитать: «Диетолог раскрыл пользу от пескатарской диеты».