МВФ рассказал о попытках Украины разрешить спор с Россией о $3 млрд

0
379

МВФ одобрил продление программы кредитования Украины до июня 2022 года. Несколько лет назад это было бы невозможно из-за непогашенного долга перед Россией. Теперь МВФ объяснил, почему Киеву это не помешало получить кредит фонда

МВФ рассказал о попытках Украины разрешить спор с Россией о $3 млрд

Международный валютный фонд (МВФ) на этой неделе одобрил продление программы финансирования Украины, изначально согласованной в июне прошлого года с общим объемом $5 млрд, и предоставил Киеву новый транш по этой программе на сумму $700 млн. В среду, 24 ноября, МВФ опубликовал доклад о текущем состоянии украинской экономики и государственных финансов.

В докладе, изученном РБК, в частности, проясняется текущий статус непрямых контактов между Россией и Украиной по поводу еврооблигаций на $3 млрд, которые были приобретены Фондом национального благосостояния (ФНБ) России и не были погашены Украиной в конце 2015 года. МВФ объясняет, почему наличие непогашенной задолженности перед государственным кредитором— Россией— не препятствует выделению Украине кредитных ресурсов фонда.

Правила МВФ до декабря 2015 года запрещали фонду кредитовать страну, у которой имеется просроченная задолженность перед «официальными двусторонними кредиторами» (другими странами). В конце 2015 года МВФ признал, что долг Украины по еврооблигациям, находящимся у ФНБ, является «официальным» (а не коммерческим), но пересмотрел собственные правила кредитования, изложив условия, при которых возможно финансирование даже той страны, у которой есть непогашенная «официальная» задолженность. Для этого должны выполняться прежде всего два условия: должник предпринимает «добросовестные» усилия по урегулированию двустороннего долга, и долг остается неурегулированным исключительно по причине нежелания кредитора идти навстречу МВФ и соглашаться на реструктуризацию или рефинансирование.

Как отмечает МВФ, Россия не давала согласия на финансирование Украины фондом. В 2016 году Россия уже голосовала против выделения Киеву кредитов МВФ. Как объяснял министр финансов Антон Силуанов, Москва не согласна с тем, что Украина выполняет условие о добросовестных переговорах. Голосующая сила России в МВФ— 2,6%.

По оценке МВФ, Украина продолжает добросовестные усилия по урегулированию задолженности перед Россией «в соответствии с параметрами программы финансирования, поддержанной фондом». «Украинские власти продолжают взаимодействовать с Германией, которая в прошлом выступала как посредник в этом вопросе»,— отмечается в докладе. Еще в декабре 2015 года в Минфине Украины сообщали о посреднической роли Германии в ситуации с евробондами на $3 млрд. Затем эту информацию подтверждали в российском Минфине. РБК направил запросы в Министерство финансов ФРГ и немецкий МИД.

Под «добросовестными усилиями» МВФ понимает тот факт, что Украина никогда не снимала с повестки предложение к России обменять старые евробонды на новые с пролонгацией срока погашения на четыре года и списанием номинала на 20%. На этих условиях Украина реструктурировала все свои еврооблигации в ноябре 2015 года, от чего Россия отказалась, ссылаясь на приоритет официального кредитора перед коммерческими. Если суверенные должники не могут погасить все свои задолженности, согласно существующей международной практике, они либо не осуществляют реструктуризацию перед своими «официальными кредиторами» в принципе, либо предлагают официальным кредиторам условия реструктуризацииболее выгодные, чем для частных кредиторов, утверждает источник РБК, близкий к российскому Минфину. РБК направил запросы в Минфин и МВФ.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Bloomberg сообщил, что восток ЕС скоро догонит по уровню жизни его юг

Если Украина заплатит России всю сумму без скидок— добровольно или принудительно, по решению суда,— она рискует нарушить договоренности с частными держателями ее еврооблигаций, реструктурированных в 2015 году,— тогда Киев обещал им, что не будет выплачивать Москве долг целиком. Если этот ковенант будет нарушен, по нынешним еврооблигациям Украины может быть объявлен дефолт (хотя кредиторы имеют право не предъявлять бумаги к продаже).

Россия через трасти (британская компания, представляющая интересы держателей облигаций) в 2016 году подала на Украину в суд Англии с требованием вернуть долг по евробондам. Процесс тянется до сих пор, Россия требует от Украины более $4,5 млрд с учетом процентов за неисполнение обязательств. В марте 2017 года Высокий суд Англии вынес решение, обязывающее Украину погасить евробонды. Однако Украина подала апелляцию: в сентябре 2018 года Апелляционный суд Англии отклонил большинство оснований защиты Украины, но оставил ей шанс добиться полноценного судебного процесса по одному аргументу— о том, что Россия якобы «принудила» Украину к выпуску этих облигаций, которые целиком приобрела. Россия в конце 2018 года подала апелляцию в Верховный суд Великобритании, рассчитывая, что суд окончательно отклонит и довод Украины о «принуждении». Но Украина тоже подала апелляцию в Верховный суд— на решение предыдущей инстанции, отказавшей Киеву в праве на всеобъемлющее судебное рассмотрение остальных аргументов. 11 ноября в Верховном суде состоялось однодневное слушание перед вынесением вердикта, сам вердикт пока не объявлен.

В докладе МВФ отмечает, что продолжающаяся напряженность в торговых отношениях Москвы и Киева негативно влияет на внешний сектор Украины. Кроме того, эпизод сосредоточения российских войск у границ Украины в апреле 2021 года «посеял неопределенность» и вызвал временный отток инвестиций из украинских облигаций. Доклад МВФ был подготовлен до появления ноябрьских спекуляций о возможном «вторжении» России на Украину, которые, несмотря на последовавшие опровержения, вызвали повышенную волатильность рубля.

Кроме того, МВФ прогнозирует потери Украины от предстоящего запуска российско-германского газопровода «Северный поток-2». За последние пять лет Украина в среднем получала по $2,5 млрд в год от транзита российского газа. «Как только «Северный поток-2» будет запущен в эксплуатацию, объем газа, прокачиваемого через Украину, может еще больше снизиться, а украинские доходы от транзита составят около $1,2 млрд в год»,— говорится в документе.