Система обязательного медицинского страхования в России недостаточно эффективна, заключила Счетная палата. Среди выявленных недостатков — отсутствие мотивации у участников системы ОМС и недопуск к ней частных медорганизаций
Счетная палата обнаружила проблемы в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). РБК ознакомился с отчетом контрольного ведомства. По оценке аудиторов, страховые принципы системы реализованы недостаточно, а недостаток страховых институтов замещается практиками административного управления финансами. Это приводит к тому, что денежные средства, поступающие в систему ОМС, распределяют по неформализованным правилам. Анализ проводился с 2018 по середину 2020 года.
Это противоречие сложившейся системы ОМС лежит в основе целого ряда проблем ее функционирования:
- недостаточность у участников системы ОМС мотивации для действий, обеспечивающих повышение ее эффективности; нестабильность финансовых параметров деятельности страховых организаций и медицинских учреждений; слабая нацеленность планирования и распределения объемов медицинской помощи на решение задач повышения качества медицинской помощи и эффективности использования ресурсов; слабое обоснование и чрезмерная индивидуализация тарифов на медицинскую помощь; сохранение препятствий для участия частных медицинских организаций в системе ОМС; недостаточные основания для конкуренции страховых медицинских организаций.
«С учетом сводной оценки по критериям эффективности системы ОМС установлено, что российская система ОМС функционирует недостаточно эффективно»,— приходит к выводу Счетная палата.
Сравнение с другими странами
Счетная палата сравнила эффективность моделей финансирования здравоохранения для сохранения и улучшения здоровья населения в 31 стране со схожим уровнем развития экономики. В 17 из них, как и в России, действует система обязательного медицинского страхования. Еще в 14 странах здравоохранение финансируется из бюджета.
Достижениями бюджетной системы оказались более широкое внедрение профилактических мероприятий по онкологическим заболеваниям, более высокий уровень эффективности стационаров (продолжительность госпитализации меньше, чем в странах со страховой системой), более короткий срок ожидания отдельных видов медицинской помощи (например, хирургическое лечение катаракты, замена тазобедренного сустава). При этом в странах с ОМС меньше сроки ожидания плановой стационарной помощи и помощи узких медицинских специалистов. Между тем временна́я доступность врачей первичного звена, судя по опросам населения, одинакова в обеих рассматриваемых группах стран, отмечает Счетная палата.
По данным аудиторов, Россия превосходит все страны с бюджетным финансированием и большинство стран с ОМС по трем параметрам: потребление амбулаторной помощи, обеспеченность населения койками и продолжительность госпитализации. При этом по подушевому числу врачебных посещений наша страна находится на уровне Германии и Литвы.
Кроме того, по сравнению с другими странами группы в России существенно различается структура смертности. Так, в странах с развитой экономикой к трем главным причинам смерти относятся онкологические заболевания, болезни системы кровообращения и органов дыхания. В Россииже первые три места в структуре смертности занимают болезни системы кровообращения, онкологические заболевания и внешние причины— несчастные случаи, аварии, убийства, самоубийства и т.д.
Что предлагает Счетная палата
По результатам проверки Счетная палата сформулировала 19 рекомендаций по повышению эффективности системы ОМС. Среди них:
- унификация механизмов межтерриториальных расчетов за оказанную медицинскую помощь; сглаживание дифференциации тарифов на идентичные медицинские услуги в субъектах; устранение недостатков в работе комиссий по распределению объемов медицинской помощи между медицинскими организациями; устранение недостатков в работе страховых медицинских организаций в части проведения медицинских экспертиз и информационного сопровождения застрахованных лиц.
Минздрав и Федеральный фонд ОМС уже выполняют ряд предложений Счетной палаты, говорится в совместном комментарии двух ведомств. В частности, разработаны варианты совершенствования методики распределения субвенций, учитывающие влияние стоимости лекарственных препаратов, фактической структуры расходов медицинских организаций, ценовых факторов бюджетных услуг, уровня заболеваемости в субъектах.