Минторг США узнал, что самолеты летали в Россию в обход законодательства. С 24 февраля в Соединенных Штатах действуют ограничения на экспорт в Россию и Белоруссию самолетов и запчастей для них
Минторг США не будет разрешать рейсы 100 самолетов, которые после введения новых ограничений летали в Россию и которые, как считают власти, нарушают меры по экспортному контролю.
В этот список входит Gulfstream G560, используемый бизнесменом Романом Абрамовичем. Остальные 99 воздушных судов— «Боинги», которые эксплуатируют российские авиакомпании. 33 самолета из списка используются «Аэрофлотом», также в списке воздушные суда Utair (12), Nordwind (14), Azur Air (23), грузовые AirBridge Cargo (12) и «Авиастар-ТУ» (5). «Запрещая этим самолетам получать любые услуги, в том числе за рубежом, [мы] фактически запрещаем международные рейсы из России на этих самолетах»,— говорится в подготовленном ведомством заявлении.
В тексте министерство напоминает, что заправка, техобслуживание, ремонт таких самолетов, продажа запасных деталей для них нарушают экспортные нормы. Нарушителям грозят «значительные тюремные сроки, штрафы, утеря прав на экспортную деятельность и другие ограничения».
Глава Минторга Джина Раймондо заявила, что публикация списка должна дать понять: США не позволят «российским и белорусским перевозчикам и олигархам безнаказанно летать, нарушая [американские] законы».
«Документ требует подробного изучения с юристами. На первый взгляд— непонятно, что нового несут эти санкционные меры при том, что уже введен запрет на поставки запчастей, закрыт доступ к документации и запрещено обслуживание самолетов»,— сказал РБК источник в авиакомпании, чьи самолеты попали в список.
«Данные меры требуют правовой оценки совместно с арендодателями»,— сообщил РБК представитель группы «Волга-Днепр», отказавшись от деталей. В состав группы входит авиакомпания AirBridgeCargo.
Член совета директоров Nordwind Анна Подгорная заявила РБК, что в компании к внесению самолетов в список Минторга США отнеслись «весьма спокойно». «На работу российских авиакомпаний, включая Nordwind, введено уже много разных ограничений. Новые уже большой роли не играют»,— сказала она.
РБК направил запросы в пресс-службы «Аэрофлота», Azur Air, Utair и «Авиастар-ТУ», а также обратился за комментарием к представителю Абрамовича.
24 февраля США ввели ограничения на экспорт в Россию товаров авиационной отрасли. 2 марта власти распространили эти меры и на Белоруссию. Теперь все самолеты, которые произведены в США или имеют в своем составе более 25% деталей американского производства, должны получать специальную лицензию, в случае если их планируется поставить этим странам.
2 марта Соединенные Штаты закрыли небо для российских самолетов. В документе уточняется, что ограничения касаются в том числе полетов всех судов «Аэрофлота», «Якутии», Nordwind Airlines, Azur Air и AirBridgeCargo Airlines. Boeing в тотже день приостановил поставки запчастей российским авиакомпаниям.