Кроме субсидий переходу на газомоторное топливо препятствуют и бюрократические нормы, вступившие в силу в июле 2021 года, считают в «Газпроме»
Глава совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой увеличить субсидии на переоборудование автомобилей на газобаллонное оборудование, пишет газета «Коммерсантъ». Издание ссылается на копию письма, которое Зубков отправил президенту.
Путин, по информации газеты, согласился спредложением, оно также нашло поддержку в Минэнерго. В «Газпроме» изданию подтвердили, что письмо было отправлено, а реализация предложений Зубкова «позволит значительно снизить транспортную составляющую в себестоимости товаров и услуг».
Зубков предложил увеличить расходы на переоборудование автомобилей вдвое— до 1,4 млрд руб. в год. Кроме того, в письме было еще одно предложение— уравнять субсидии на производство машин на компримированном газе (сжатом до давления 200–250 бар, КПГ) и на сжиженном газе (СПГ). Сейчас субсидия на производство автобуса большого класса на КПГ составляет 1,19 млн руб., на СПГ— 3,4 млн руб., что «уменьшает количество потенциальных покупателей транспорта на КПГ и снижает заинтересованность в производстве», говорится в письме.
В письме также говорится об административных барьерах при переводе автотехники на газ. С 1 июля при установке ГБО необходимо пройти контроль безопасности непосредственно в испытательной лаборатории, а таких лабораторий не хватает, в результате в июле 2021 года объемы переоборудования по отношению к июлю 2019 года упали почти в десять раз.
В июле 2020 годазаработала обновленная программа перевода автомобилей на газомоторное топливо, в рамках которой владельцу машины нужно будет платить только 10% за переоборудование. Правительство увеличило с 30% до 60%субсидию автовладельцам на перевод машины с бензина на газ.Еще 30% затрат на переоборудование транспорта выделяет «Газпром газомоторное топливо» — дочерняя компания «Газпрома», являющаяся основным поставщиком газа для транспорта в стране.
Таким образом, автовладельцам останется заплатить только 10% от рыночной стоимости перевода машины с бензина на газ.
Госпрограмма «Развитие энергетики» предусматривает увеличение потребления природного газа в качестве моторного топлива до 2,7 млрд куб. м по итогам 2024 года. Кроме того, в России в течение пяти лет должно появиться около 1,3 тыс. газовых заправок.
В августе 2020 года аналитический центрНАФИ в результате опроса выяснил, что более половины (59%) автовладельцев не готовыпереходить на газ с бензина или дизеля даже в случае компенсации расходов государством. Основная причина — неуверенность в безопасности газового топлива. В качестве других причин отказа от перехода на газ назывались нежелание занимать пространство багажника газовым баллоном (16%) и боязнь порчи автомобиля (16%).
«Поскольку российский автопарк является «возрастным», на первом этапе следует переоборудовать на газ наиболее старые автомобили. На них сейчас приходится максимальное количество вредных выбросов, а их владельцы показали наибольшую готовность к переводу автомобиля на газ», — отметили в НАФИ.